Собор Воскресения

Собор Воскресения

Регистрационный номер

371520041820006

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Ансамбль

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

1756-1798 гг.

Адрес объекта (местонахождение)

Ивановская область, г. Шуя, Зеленая пл.

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.


Описание предмета охраны

Проект «СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ: «СТАРЫЙ», 1756 г., «НОВЫЙ», 1798 г., и КОЛОКОЛЬНЯ, 1798 г.» (наименование памятника истории и культуры) Россия, Ивановская область, г. Шуя, Центральная пл. (адрес памятника истории и культуры) Федеральная. Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (категория историко-культурного значения, основание) ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ) 1 СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ: ансамбль – ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: главный храмовый комплекс города Шуи, расположенный на высоком берегу реки Тезы, на одной из центральных площадей – бывшей Соборной. Главенствует в панораме города, доминируя в широком окрестном пространстве. Определяет облик центральной части города. – КОМПОЗИЦИЯ: формирование комплекса началось с постройки зимнего Никольского собора («Старый») у древнего взвоза, на небольшой террасе, укрепленной подпорной стенкой. К югу от него выстроен летний Воскресенский собор («Новый»). Южнее Воскресенского собора возведена колокольня. Территория ансамбля обнесена современным ограждением из красного кирпича с филенчатыми столбами, невысокой кирпичной стенкой и металлической решеткой над ней. – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: храмовый комплекс выдержан в стиле классицизма. Все сооружения возведены из кирпича и оштукатурены, детали белокаменные. 2. СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ: «СТАРЫЙ», 1756 г. – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Шуи, в ансамбле с колокольней и «Новым», 1798 г. собором к северу от них); план здания (бесстолпный одноглавый храм, длина основного объема 6,5 м., ширина – 11,7 м., длина трапезной – 12,4 м., ширина – 11,7 м.); композиция (к односветному основному объему с запада примыкает трапезная, с севера к основному объему и трапезной примыкает придел, с востока к основному объему примыкает трехапсидный алтарь); материал (кирпич (размер кирпича 30×14-5×8,5), побелка). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над основным объемом – коробовый свод с одной главой, трапезная – коробовый свод, в апсиде – коробовые, переходящие в конху, компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: основной объем, портик с фронтоном, трапезная – двускатная, придел – сложная с циркулярным шатром в центре, апсида – полуциркулярная шатровая; материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево) – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – глава основного объема (форма: луковичная на барабане, количество – одна, материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); барабан (форма – цилиндрическая, гладкая, материал, количество – один, композиция, декор: карниз); глава придела (форма: маленькая, луковичная на тонкой шее, количество – одна, материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); – основной объем (форма – квадрат, материал, композиция – с южной стороны к четверику примыкает портик, с северной – на 1/2 примыкает придел с ризалитом, декор (фронтон портика (форма – треугольная, материал, композиция –антаблемент портика опирается на четыре одиночные колонны коринфского ордера, декор – многообломный карниз, сухарики, фриз гладкий), уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями по углам основного объема, многообломный карниз (по периметру основного объема и всего храма), окна (форма – прямоугольные, внутри портика – крупное («в пол»), с севера средних размеров, материал, кладка, композиция – по одному с северной и южной стороны, декор окна внутри портика – наличники с треугольным сандриком и «ушами»)). – придел (форма – прямоугольник, материал, композиция – примыкает с северной стороны к основному объему и трапезной, северный фасад делится на 3 вертикальные оси, декор – ярко выраженный ризалит с аттиком в виде фронтона, антаблемент ризалита по углам опирается на сдвоенные полуколонны дорического ордера, полуколонны гладкие с одним циркулярным валиком в нижней части и одним – в верхней, с многообломным эхином, на прямоугольных базах, опирающихся на карниз цоколя, окно ризалита трехчастное с двумя простенками между частями (боковые части меньше центральной в половину ее ширины), боковые окна северного фасада придела без декора, многообломный карниз (по периметру придела и всего храма), окно восточного фасада также без декора, на западном фасаде – деревянная дверь без декора с металлическим крыльцом в две ступени). – апсида (форма – трехчастная полуциркулярная, материал, кладка, композиция – равная с основным объемом и трапезной ширина, по высоте – на 1/5 ниже основного объема, два окна центральной и северной частей апсиды направлены на восток, окно южной части апсиды направлено на юг; декор – две пилястры в виде полуколонн со слабо выраженными капителями, повторяющими многообломную форму карниза, в простенках между тремя полуциркулярными частями апсиды, окна без наличников с треугольными сандриками, многообломный карниз (по периметру апсиды и всего храма)). – трапезная (форма – прямоугольник, материал, композиция – пониженный объем на 0,5 м. относительно основного объема, с запада к трапезной примыкает портик, зрительно выделяясь (вниз) по высоте ступенькой кровли в 0,1 м., декор – уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями по углам трапезной, на южном фасаде 3 оси – 2 окна с треугольным сандриками и металлической дверью с треугольным сандриком между ними, многообломный карниз (по периметру трапезной и всего храма)). – западный портик (фронтон портика (форма – треугольная, материал, композиция – антаблемент портика опирается на 6 колонн (сдвоенные попарно в центральной части портика, одиночные на углах портика), колонны (форма – дорический ордер, гладкие, с одним циркулярным валиком в нижней части и одним в верхней, с многообломным эхином, на прямоугольных базах и прямоугольных абаках, материал, композиция – 4 колонны сдвоены попарно в центральной части портика, одиночные на углах портика), декор фронтона – многообломный карниз, сухарики, фриз гладкий), окна западного фасада (форма – прямоугольная, материал, кладка, композиция – западный фасад имеет 3 оси окон, 1 южное из них – глухое декор окон – наличники в виде полуколонн дорического ордера, опирающиеся на прямоугольную базу, с плоским многообломным сандриком), над сандриками окон – полуциркулярные глухие ниши; северный фасад портика имеет глухое окно, декорированное наличниками в виде полуколонн дорического ордера, опирающимися на прямоугольную базу, с плоским многообломным сандриком, над которым расположена полуциркулярная глухая ниша; южный фасад портика имеет дверной проем полуциркулярной формы в верхней части, декорированный наличниками в виде полуколонн дорического ордера, опирающимися на прямоугольную базу, с плоским многообломным сандриком, над которым расположена полуциркулярная глухая ниша). – ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: Живопись утрачена. Сохранились частично полы, покрытые чугунными плитами. 3. СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ: «НОВЫЙ», 1798 г. – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Шуи, в ансамбле с колокольней и «Старым», 1798 г. собором между ними); план здания (в основе – двухстолпный пятиглавый храм, длина основного объема 16,96 м., ширина – 17,4 м., длина трапезной – 18,4 м., ширина – 17,4 м.); композиция (к двусветному основному объему с запада примыкает двусветная трапезная и папертный придел, увенчанный трехглавием и фланкированный крыльцами-портиками, равный по высоте храму; с севера и с юга к трапезной примыкают 2 придела, с востока к основному объему примыкает трехапсидный алтарь); материал (кирпич (размер кирпича 14×28×7-13,0×27,0×6,0), побелка). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над основным объемом – крестовой свод с центральным световым барабаном, трапезная – коробовый свод, в апсиде – коробовые, переходящие в конху, компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: основной объем – вальмовая, четырехскатная, портики с фронтонами, трапезная – двускатная, папертный придел – сложная, апсида – полуциркулярная шатровая; материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево). – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – главы основного объема (форма: луковичная с «юбкой» на барабане, количество – пять, материал – металл, композиция покрытия: гладкая, чешуйчатая); барабаны (форма – цилиндрическая, материал, количество – пять, композиция – центральный барабан в центре крупнее других, декор: многообломный карниз с сухариками, филенки, 4 филенчатых пилястры с капителями, повторяющими форму карниза, в простенках между окнами, 4 окна полуциркулярные в верхней части; главы папертного придела (форма: луковичная с «юбкой» на барабане, количество – три, материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); барабаны аналогичные барабанам основного объема; главы портиков (форма: луковичная с «юбкой», количество – два (по одной на каждом портике), материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); барабанов нет; главы приделов (форма: луковичная на шее, количество – две (по одной на каждом приделе), материал – металл, композиция покрытия: «дольками»); барабанов нет; – основной объем (форма – квадрат, материал, композиция – с южной и северной стороны к четверику примыкают портики, декор (фронтоны портиков (форма – треугольная, материал, композиция – антаблемент портика опирается на две колонны тосканского ордера, декор – многообломный карниз, фриз с прямоугольными нишами), пилястры со слабо выраженными капителями по углам и в простенках между окнами первого света основного объема и капителями ионического ордера по углам и в простенках между окнами второго света основного объема, в углах второго света основного объема пилястры сдвоенные, многообломный карниз с 2-мя рядами сухариков по периметру второго света основного объема и многообломный межэтажный карниз), окна (форма – прямоугольные, внутри портика – дверной проем с полуциркулярной верхней частью, материал, кладка, композиция – по четыре оси с на четырех фасадах, над окнами второго света расположен ряд квадратных окон (на восточном фасаде – глухих), декор окон первого света – многообломные наличники с плоским сандриком, окон второго света – многообломные наличники, между окнами второго света и квадратными окнами над ними – филенки). – апсида (форма – трехчастная полуциркулярная, материал, кладка, композиция – односветная, равная с основным объемом и трапезной ширина, ниже основного объема, три окна на каждой из частей апсиды направлены на восток, два окна южной и северной частей апсиды направлены на юг и север соответственно; декор – две колонны дорического ордера в простенках между тремя полуциркулярными частями апсиды, восточные окна – с плоскими наличниками с плоскими сандриками, под сандриками – лепные филенки со сложным орнаментом, под подоконниками –филенки сложной формы, северное и южное окна апсиды – с плоским сандриком без наличников и филенок, многообломный карниз (по периметру апсиды)). – трапезная (форма – прямоугольник, материал, композиция – двусветная, но пониженная по высоте относительно основного объема, с севера и юга к трапезной примыкают односветные приделы, с запада к трапезной примыкает папертный придел, декор – на северном и южном фасаде – ризалиты с аттиками прямоугольной формы с многообломным карнизом, филенки, 4 уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями в простенках между окнами, 5 осей окон на каждом фасаде, 3 окна ризалита с полуциркулярными завершениями в верхней части, 2 боковых окна каждого из фасадов – прямоугольной формы с плоскими сандриками, все окна трапезной без наличников). – приделы (форма – прямоугольник с полуциркулярными окончаниями в восточных частях, материал, композиция – примыкают с северной и южной стороны к трапезной, северный и южный фасады каждого из приделов делятся на 5 вертикальных осей, декор – многообломный карниз по периметру, 4 уплощенные пилястры с капителями в простенках между окнами, 5 окон с плоскими наличниками, с плоскими сандриками, на крыше каждого придела 3 парапетные стенки). – папертный придел (форма – прямоугольная, 3 оси по вертикали, двусветный, материал, композиция – с севера и с юга от придела – 2 квадратных в плане портика тосканского ордера, декор – массивный антаблемент, декорированный многообломным карнизом по периметру придела, и опорной стенкой с полуциркулярным фронтоном, на западном фасаде ризалит с двумя гладкими полуколоннами с капителями ионического ордера по углам ризалита на уровне второго света, здесь же – плоские пилястры с капителями ионического ордера, расположенные с двух сторон от окон боковых осей придела, на углах второго света придела пилястры сдвоенные, окна второго света аналогичные с окнами второго света основного объема; вход в храм декорирован фронтоном с многообломным карнизом, антаблемент которого опирается углами на две полуколонны тосканского ордера, окна первого света – прямоугольные, без наличников, с плоскими сандриками, обрамлены филенками, по периметру придела – межэтажный многообломный карниз, смыкающийся с антаблементом портиков; центральный вход имеет полуциркулярное многоступенчатое гранитное крыльцо; каждый портик папертного придела с двух сторон имеет по 2 фронтона (форма – треугольная, материал, композиция – антаблемент портика опирается на 4 одиночные колонны тосканского ордера, декор фронтонов портиков – многообломный карниз, фризы с квадратными нишами), дверные проемы (по 2 в каждом портике) – прямоугольные с полуциркулярными завершениями, каждый портик имеет прямоугольное многоступенчатое гранитное крыльцо). - ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: На стенах, сводах и столбах сохранились фрагменты масляной живописи начала 20 в. 4. КОЛОКОЛЬНЯ, 1798 г. – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Шуи, в ансамбле со «Старым» 1756 г. и «Новым», 1798 г. соборами к югу от них); план здания (три цилиндра на восьмерике (4 яруса), длина З-В – 49,5 м., ширина С-Ю – 24,5 м., высота – 106 м.); композиция (с запада и востока колокольню фланкируют две звонницы); материал (кирпич (размер кирпича 27,5×12,5×13,8), побелка). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, белый известняк, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: первый ярус – коробовый свод, второй, третий ярусы – плоские, четвертый ярус – купольный, прорезанный люкарнами, компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); шпиль (форма: восьмигранная усеченная пирамида из металлических ребер, колец и крестовых связей, звонницы – циркулярные шатровые; материал – металл). – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – четвертый ярус (форма крыши – восьмигранный шпиль, материал – металл, композиция покрытия: гладкое); барабан (форма – циркулярная, материал, кладка, композиция, декор – простой карниз с сухариками, полуколонны дорического ордера в простенках между 8-ю арками), люкарны (форма – квадрат с треугольным фронтоном, двускатной кровлей, материал, количество – четыре, композиция – сориентированы по сторонам света, декор – простой карниз с сухариками); окно люкарны (форма – циркулярная, количество, композиция); арки (форма – прямоугольная с полуциркулярными завершениями в верхней части, материал, кладка, композиция, декор – анты западной, восточной, северной и южной арок декорированы полуколоннами дорического ордера, полуциркулярное завершение арок – с 5-ю равномерно расставленными замковыми камнями). – третий ярус (форма – барабан, материал, композиция – более вытянут в сравнении с четвертым ярусом, декор – простой карниз с сухариками, четыре гладкие полуколонны дорического ордера на прямоугольных базах и с прямоугольными абаками, расположенных в простенках между 8-ю арками аркады; арочное пространство перекрыто на двух уровнях ажурной металлической решеткой); – второй ярус (форма – барабан, материал, композиция – равной высоты с третьим ярусом, декор – 8 сдвоенных полуколонн дорического ордера, 2 арочных проема с замковыми камнями над полуциркулярными завершениями, простой карниз с сухариками; 2 звонницы (форма – барабан, композиция – с запада и с востока от второго яруса, декор – 4 полуколонки дорического ордера в простенках между 4-мя арочными проемами, простой карниз)); – первый ярус (форма – восьмигранник, материал, композиция – с запада и с востока – приделы, на которых расположены звонницы, декор – колонны дорического ордера, расставленные парами по сторонам от двух арочных проемов, ориентированных с юга на север, колонны гладкие, в верхней части имеющие лепной орнамент, во внутренних углах, образующихся между восьмериком и 2-мя приделами, – 4 аналогичных одиночных колонны; между парами колонн и одиночными колоннами – в половину высоты яруса полуциркулярные в верхней части ниши с плоскими сандриками, над нишами – циркулярные глухие окна; многообломный карниз с сухариками по периметру первого яруса; приделы (форма – прямоугольник, композиция – с запада и с востока от восьмерика, декор – по углам плоские пилястры с многообломными капителями, в центре западного и восточного фасадов приделов – прямоугольное окно с плоским сандриком, над окном – циркулярное окно, северные и южные фасады приделов декорированы прямоугольными нишами с плоскими сандриками и глухими циркулярными окнами над ними; цоколь – простой, плоский, по периметру первого яруса). – ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: Каменная лестница.

Ивановская область, г. Шуя, Зеленая пл.

GPS Координаты

56.85597949, 41.38399437


Смотрите также

Достопримечательности и культурное наследие Ивановской области

Памятники культуры, истории и архитектуры Ивановской области

Архитектурные ансамбли Ивановской области

Памятные места Ивановской области